Хиджама

11 июля 2012 г. Просмотров: 7984 ,

Хиджама (арабск.) КРОВОПУСКАНИЕ

В ТРАДИЦИОННОЙ КИТАЙСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Характеристика метода и традиционные механизмы лечебного действия

Кровопускание в традиционной китайской медицине, как отмечалось выше, было известно с древнейших времен, однако применялось оно в лечении нечасто. В руководствах по иглоукалыванию относительно позднего периода о кровопускании писали мало, в основном, в них повторялись те же сведения, что и в медицинских сочинениях раннего периода. Возможно, полагали, что процедура (глубокий, наносящий рану укол толстой иглой) в субъективном плане причиняет неудобство больному из-за болезненности, а после нее не исключено заражение тканей? Во всяком случае предпочтение отдавали иглоукалыванию. Однако, в некоторых современных руководствах по иглоукалыванию и прижиганию (Brusselaars G., 1977; N. Van Nghi et Coll., 1981; Бен Чанзун и др., 1991) приводятся традиционные данные по кровопусканию, подчеркивается его эффективность при ряде заболеваний и излагается методика процедуры. В отечественной литературе кровопускание представлено лишь в работах Г. Лувсана. В прямом смысле кровопускание, проводимое в традиционной китайской медицине, трудно отнести к настоящему кровопусканию, так как при этом методе не вскрываются сосуды, а кровь извлекается каплями из кожи и верхних слоев подкожно-жирового слоя, после укола толстой иглой. Увеличение объемов выводимой крови, имеющих цель усилить действие метода, достигается дополнительными приемами (массирование, постановка банок). Таким образом, кровопускание по своему характеру является капельным. Традиционная китайская медицина относит кровопускание к одному из многих методов внешнего воздействия на избранные точки тела с целью достижения строго определенного действия на пораженный орган или систему (Бен Чанзун и др., 1991). Считается, что кровопускание, путем регуляции ци, восстанавливает нарушенные болезнью функции крови сюэ. Раздражение, наносимое при кровопускании (глубокий укол толстой или трехгранной иглой, а в некоторых случаях специальным ланцетом), является очень сильным и по правилу «бу-се» классифицируется как «се» — выпустить, тормозить, рассеять, седатировать. И, как это определено в иглоукалывании, характер воздействия самого метода уже относит его к лечению совершенно определенной группы заболеваний. В данном случае, это — заболевания со знаком ян, которые требуют для восстановления равновесия подавления повышенных функций организма. Группа заболеваний со знаком ян, в соответствии с китайской классификацией заболеваний, включает половину существующей нозологии. Это синдромы поверхностный, полноты, «жары», синдромы «застоя» и «извращенного течения ци», синдромы «застоя» и «жара» крови. . Представленный принцип лечения, применительно к кровопуcканию, подвергается еще неоднократной дифференциации в зависимости от многих факторов. Учитывается характер и течение заболевания (острое течение или обострение хронического), ведущий клинический синдром, возраст и индивидуальные особенности больного и т. д. Так, еще в древности был очерчен круг синдромов, при которых отдавалось предпочтение кровопусканию. Сюда относятся почти все синдромы с выраженной внешней симптоматикой: одышка, лихорадка и кашель, обмороки, судороги, острые отравления, задержка мочеиспускания, колики и т. д. Быстрый поверхностный укол с получением нескольких капель крови заметно облегчает состояние больных. Кровопускание проводят на основе рекомендаций, изложенных в трактатах:

  1. пунктирование точек у-шу в зависимости от их функционального назначения;
  2. пунктирование точек ши-сюань;
  3. метод «большого се» при болях и поверхностном воспалении.

Использование указанных точек связано с традиционными теоретическими концепциями китайской медицины. Например, концепция у-син, применительно к человеческому телу, находит свое выражение в точках, расположенных на конечностях, поскольку считается, что жизненная энергия всех двенадцати каналов наиболее интенсивно проявляется между локтями и кончиками пальцев рук и между коленями и кончиками пальцев ног (Лувсан Г., 1990). В этих же точках максимально проявляется и «вредоносная» энергия се (болезнь), распространяя свое поражающее действие на все органы тела. Систематизация точек у-шу по законам подобия с первоэлементами, органами чжан-фу, слоями тела и циклическими процессами в природе дополняет их функциональное значение для организма (Дубровин Д. А., 1991). Знание специальных функций точек у-шу (традиционное уподобление их возрастающему потоку энергии ци) с учетом их связей с вышеотмеченными категориями традиционной китайской медицины позволяет эффективно использовать их в лечении, особенно в случаях, когда необходимо получение быстрого клинического эффекта. Анатомическая близость точек ши-сюань к точкам у-шу определяет их функциональное сходство, а также их совместные показания при кровопускании. Таким образом, расположенные на периферии тела точки у-шу, ши-сюань — это целая система точек, показывающая изначальное течение и вход жизненной энергии ци и составляющая основу саморегуляции организма. Метод «большого се» при болевых синдромах, по-видимому, соответствует «правилу» а-ши (Ян-Чаншин, Хэ-Шухуай, 1985) — укалыванию наиболее болезненных точек и заключается в капельном кровопускании в зонах максимальной болезненности патологического процесса.

В. А. Тарнуев, Г. Т. Намсараева

e67bec4c3626.jpg

Улан-Удэ

1995

В работе представлен один из наиболее эффективных лечебных методов восточной медицины — традиционное восточное кровопускание. Приводятся теоретические и практические аспекты его вариантов — китайского и тибетского. В краткой форме изложены основные принципы диагностики заболеваний в восточной медицине и данные о практическом применении кровопускания во Внутренней Монголии (КНР). Приводятся результаты клинической апробации некоторых методик кровопускания при различных заболеваниях. Предпринята попытка рассмотреть традиционное восточное кровопускание с позиции современных научных представлений. Издание адресуется врачам и исследователям как предпосылка для более углубленного изучения метода и может также служить дополнительным учебным пособием для врачей, изучающих традиционную восточную медицину.

Кровопускание. Почему многих людей это пугает? Все просто. Кровопусканием занимались все, кому не лень — это входило, например, в обязанности парикмахера. Делали его слишком часто, к тому же понятия о стерильности почти не существовало. Все это привело к тому, что кровопускание приобрело дурную славу и отрицание в официальной медицине. А ведь это уникальный и даже гениальный в своей простоте метод. Мы просто нагло отбираем у организма часть его драгоценнейшего вещества – к р о в и. Каких только функций не выполняет кровь: транспорт кислорода, питательных веществ, гормонов, углекислого газа, продуктов обмена, участие в терморегуляции, регуляции водно-солевого баланса, имунной защите. Искусственное удаление части крови вынуждает организм срочно компенсировать потери. Соответственно при этом стимулируются системы кроветворения, питания, газообмена, эндокринная, терморегуляции, водно-солевого обмена, имунная. Оперативно задействуются резервы этих систем, а следовательно и механизмы восстановления резервов. Таким образом, кровопускание это почти идеальное средство стимуляции важнейших систем организма. Ранее этот метод применялся очень широко, история его применения уходит в глубь веков. Сейчас, совершенно незаслужено, почти забыт и используется очень ограничено.

В естественном виде регулярная потеря части крови происходит у женщин в виде менструаций. Надо ли удивляться тому, что они живут дольше, чем мужчины. Кстати при климаксе процесс увядания ускоряется, несмотря на искусственную гормональную коррекцию. Организм, лишившись привычной ежемесячной стимуляции начинает сдавать и кровопускание здесь просто незаменимо.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Целительная сила находится в трех вещах: в глотке (питье) меда, в надрезе пиявки (кровопускании) и прижигании. Но я запрещаю своим последователям использовать прижигание"

Вопросы по теме:

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание самостоятельно или приглашал врача?

- Приглашал врача как для себя, так и для других. Кровопускание — очень непростая процедура. Самостоятельное проведение ее не только нежелательно, но и опасно.

Можно ли делать кровопускание во время поста?

- Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание во время поста. В своде хадисов имама Аль-Бухари приведен следующий хадис от ибн Аббаса: «Пророк делал кровопускание во время соблюдения поста».

Кровопускание делать можно, а пост не нарушается?

- По мнению подавляющего большинства исламских богословов — нет, не нарушается.

Нужно ли мыться после кровопускания?

- Нет. Только некоторые ученые оговаривали желательность совершения полного омовения после кровопускания.

Можно ли каким-то образом отблагодарить сделавшего кровопускание?

- Можно. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) всегда старался отблагодарить человека, сделавшего ему кровопускание. Например, когда Абу Тайба сделал кровопускание Пророку, тот отблагодарил его продуктами питания весом примерно в семь килограмм. Безусловно, форма благодарности никак и ничем не ограничена. В то же время плата эта не является обязательной. Врач может отказаться от вознаграждения.

Есть ли какие-то рекомендации относительно возраста человека, которому делают кровопускание?

- Чем старше человек, тем реже должна проводиться данная медицинская процедура. Ученые рекомендовали к восьмидесяти годам полностью отказаться от этой процедуры.

Есть ли отличия между сдачей крови, распространенной сегодня, и кровопусканием?

- Разница имеется. Хотя бы в том, что кровопускание делается при определенных заболеваниях и недугах, в определенных частях тела и, желательно, в определенные дни.

То, что кровопускание полезно для человеческого организма, бесспорно, и не подвергается сомнениям. Это божественная информация, переданная через Посланника Аллаха на благо людям. По всем строгим критериям хадисоведения данная информация достоверна.

Ученые говорили, что кровопускание может совершаться в любое время, когда есть оздоровительная или профилактическая потребность. В некоторых хадисах имеется упоминание 17, 19 и 21-го чисел лунного календаря. Также упоминается, что нежелательно делать это по вторникам и средам.

Исламские медики рекомендовали делать кровопускание во второй половине или в третью неделю лунного месяца. Днем, во втором или третьем часу, но не после бани или каких-либо нагрузок, не на полный и не на голодный желудок.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание в верхней части спины, меж лопаток и на шее. (Ат-Тирмизи).

В своде хадисов Аль-Бухари упоминается, что Пророк делал кровопускание на голове. В другом хадисе уточняется, что сделано это было для облегчения состояния при сильной головной боли.

Кровопускание было основным медицинским методом во многих цивилизациях. Однако влияние западной культуры вытеснило этот метод, как и многое другое в незападном обществе. Кровопускание посчитали суеверием и обманом и преподнесли клиническую медицину как неоспоримый факт, не утруждая себя научными исследованиями этого метода, и ограничиваясь лишь тем, что он не появился на Западе. Естественно, эта позиция устраивала фармацевтические фирмы для сохранения своего рынка. Однако время заставило Запад изменить свою крайнюю точку зрения относительно кровопускания. Люди перестали слепо верить в современную медицину и стали искать иные методы, способные решить те или иные проблемы перед которыми бессильна современная медицина. И тут появляется то, что стало называться нетрадиционной медициной, к которой относится и кровопускание. Доктор Амир Салих, член американского сообщества нетрадиционной медицины, говорит: «Мы обратили внимание, с научной точки зрения, на кровопускание только тогда, когда этот метод стал изучаться в программах американской и европейской медицины под названием Cupping therapy. Мы выяснили, что этот метод благотворно влияет на функции печени, в профилактике заболеваний верхних дыхательных путей, ожирении и болезни, связанные с иммунодефицитом. Кровопускание способствует активизации иммунной системы, поскольку в ответ на любое внешнее воздействие, даже на мелкую царапину, в периферической крови увеличивается количество лейкоцитов (клеток иммунной системы). Иммунитет после кровопускания бывает в пике своей активности, т. к. происходит усиление кровообращения».

Доктор Сайд Шукри, специалист в области ухо-горла-носа, говорит: «Мы, арабские врачи, получили западное медицинское образование, которое на сегодня терпит кризис осложнений от химических препаратов. Запад, осознав эту проблему, направляет свои усилия в область нетрадиционной медицины. На Западе стали появляться целые клиники, в которых проводится лечение пчелиным медом, кровопусканием, а также появились институты, разрабатывающие лекарственные препараты на основе трав».

Доктор Ахмад Абду Сами объясняет эффективность метода кровопускания в лечении болезней печени: «Железо в организме человека содержится в различных формах, среди которых мелкие свободные частицы, способствующие появлению окседантов в клетках, в результате чего слабеет иммунитет. Поэтому те больные, в крови которых содержание железа высокое, трудно поддаются лечению. Исследования доказывают, что частое выведение порций крови посредством кровопускания способствуют повышению степени излечимости. Я лечил больных, страдающих гепатитом печени, у которых содержание железа и энзимов в крови было настолько высоким, что я начал регулярно проводить кровопускание клиническим методом. Это повлияло на успех лечения болезни, казалось бы, почти неизлечимой».

Хадисы о пользе кровопускания

Абдуллах ибн Аббас рассказывал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Ночь, в которую ангелы из ангелов Аллаха перенесли меня, не прошла без того, что все они говорили мне: «Ты, о, Мухаммад, должен делать кровопускание (хиджама)!»»

Так передал этот хадис Ат-Тирмизи, отметив, что он — достоверный и что последняя фраза принадлежит именно ему. Хадис передавали также Ибн Маджах и Аль-Хаким, которые говорили, что иснад хадиса — верный.

Аль-Бухари приводит хадис о том, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «В меде и кровопускании — лекарство».

Еще Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Если усилится жар, то прибегните к кровопусканию, и тогда ни в одном из вас не вскипит кровь, убивая его».

Ибн Аббас утверждал, что Пророк однажды сказал ему: «Да, Аль-Абд, кровопускание удаляет застойную кровь, придает гибкость позвоночнику (ас-сульб) и проясняет зрение». (Ат-Тирмизи).

Ибн ‘Аббас также говорил, что при мигренях (шакыка) Пророк делал себе кровопускание на голове. (Аль-Бухари). .

Джабир рассказывал, что при вывихах и растяжениях Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал себе кровопускание.

Анас ибн Малик рассказывал, что при болях в ноге Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал кровопускание из наружной поверхности стопы. (Абу Дауд, Ан-Ниса’и).

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Лучшие дни для кровопускания — это семнадцатое, девятнадцатое и двадцать первое число». (Ат-Тирмизи).

Может ли в наше время древний способ лечения, а именно кровопускание, принести какую либо пользу больному? В ходе недавно проведенной научной работы по исследованию методов проникновения микроорганизмов в тело человека получены результаты, свидетельствующие о потенциальной пользе кровопускания. Для того чтобы в организме человека возник инфекционный процесс, бактериям нужны ионы железа. Защитные механизмы организма устроены таким образом, что затрудняют извлечение столь необходимого бактериям железа из крови и тканей. Однако, все-таки пытаясь достать железо, бактерии могут собираться в определенных местах, вокруг конкретных клеток. Зная это можно наносить точечные удары по возбудителям с помощью специальных лекарств.

Группа микробиологов из University of Chicago обнаружила, что стафилококк – основной возбудитель пневмоний и многих других инфекций – активируется и «подпитывается» железом, способом ранее совершенно неизвестным. На начальных стадиях стафилококковой инфекции, бактерии атакуют эритроциты. После чего они поглощают кислород и гемм, составной компонент гемоглобина, содержащегося в эритроцитах белка, транспортирующего кислород и определяющего красный цвет крови. Гемм представляет собой соединение, содержащее в своей структуре железо. Процесс поглощения стафилококками кислорода и гемма кодируется определенными генами микроорганизма, убрав которые, можно полностью его «обезвредить».

Следующим шагом в борьбе со стафилококковой инфекцией будет создание лекарства, которое не позволит микроорганизму использовать железо. «А при чем же к стафилококковой инфекции кровопускание?» — спросите вы. В последнее время ученые высказали гипотезу, что кровопускание в древние времена могли использовать как метод лечения и замедления развития стафилококковых инфекций. Возможно, это слишком смелая и не имеющая веских оснований гипотеза. Судите сами. .

Кровопускание, как лечебная процедура, известна уже несколько тысячелетий. Ее применяли при самых различных заболеваниях, иногда совершенно напрасно и бессмысленно. Но вот что любопытно, ученые, изучив медицинские трактаты лекарей 18 века, обнаружили, что во Франции некоторые врачи рекомендовали использовать кровопускание только в начальном периоде лихорадки. Вплоть до 1942 года самые популярные английские медицинские издания рекомендовали кровопускание на начальных стадиях пневмонии с повышенной температурой.

Это сообщение, не призыв использовать кровопускание для лечения стафилококковых инфекций в наши дни, когда столь обширен список эффективных антибактериальных препаратов. Оно, лишь иллюстрация того, как современная наука способна объяснить эффективность известных издревле методов лечения.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru liveinternet.ru livejournal.ru google.com yandex.ru

По интересующим вопросам, Вы можете обратиться к терапевту с помощью формы обратной связи или по телефону +7 (903) 138-20-98